18.01.2023
2020 год
Награда- 1 место, дипломы за лучшую режиссуру художественное
оформление спектакля.
Я говорю с тобою … из войны! Вот и отгремели фанфары XXII городского
фестиваля школьных театральных коллективов, проходящего ежегодно в
Новошахтинском драматическом театре. В этом году он был посвящён творчеству
донских писателей. Четыре дня звучали казачьи песни, слышался донской говорок,
мелькали атласные юбки и в вихре танца развевались синие шаровары казачат.
«Сказки тихого Дона», «Тихий Дон», «Алые погоны», «Быть добру на Дону»,
«Поднятая целина»... - далеко не полный перечень запомнившихся мне постановок. Наша студия «Живая классика» из МБОУ СОШ
№34 привезла на фестиваль спектакль, поставленный по книге А.Агафонова «Витя Черевичкин». Наверное, многие бывали в парке им. В.Черевичкина в г.Ростове
-на-Дону, но не все знают историю его подвига. Свою постановку( ассоциация шла
от скульптуры в парке)мы назвали «Витя и голуби». Почему обратились к героическому
прошлому Дона? Думаю, ответ лежит на
поверхности: нет более крепкой, цементирующей идеи, объединяющей наш
многонациональный народ, чем идея
патриотическая. В этом спектакле моим воспитанникам предстояло сыграть на сцене
своих сверстников, ребят из 1941 года, своих земляков, ребят, реально живших на
28 линии г. Ростова, воссоздать свою
историю-ведь1941- 1943 год-это святые даты для жителей всей Ростовской области. Роли распределили быстро. Конечно, Витю будет играть Даня Абдулхатов, он лидер и
талант нашей студии. Его друзьями -
Вилькой, Аликом и Рубенчиком Гаджибековым- стали Кучеров Влад, Марку
Максим и Ляшев Витя. В студии они уже 3 года, два из них отмечены Гран-при за спектакли «Черное на
белом» и «Оскар и Розовая Дама», которые были посвящены детям с ограниченными
возможностями. Новый спектакль решили сделать так,
чтобы зрители почувствовали незримую связь поколений, ощутили свою причастность
к подвигу нашего народа, к Победе, которую приближали такие же мальчишки, как
мы, сегодняшние подростки. Но как
связать настоящее, прошлое и будущее, как показать бег Времени? В театре нет
ничего невозможного! Мы решили поработать над композицией, «закольцевав» довоенное детство, время оккупации и
современный мир. Для этого нам понадобился второй актерский состав, и мы пригласили малышей из 3 класса. Они блестяще справились со своей задачей,
сыграв четвёрку друзей в босоногом детстве. И им же предстояло
сделать самую пронзительную сцену спектакля: в финальном танце птиц и
детей воплотить идею Памяти о юных героях-антифашистах и благодарности потомков.
Просто необходимыми стали сцены воспоминаний Вити. Хотелось, чтобы наши зрители
– мальчишки поняли: героями не рождаются - ими становятся. На чём росло
предвоенное поколение? Играли в Чапая,
читали Гайдара, восхищались подвигом Валерия Чкалова, хотели помочь сражающейся
Испании, сдавали нормы ГТО. Таким был и
Витя. А ещё у него было одно увлечение - голуби. Голуби, которые во время
войны выполняли роль партизанской почты, связных, доставляющих сведения из осажденного Ростова
в Батайск. И голуби стали лейтмотивом нашего
спектакля, они были в каждой сцене. Вот голуби кружатся над Доном, наблюдая за ватагой малышей, загорающих на песке. Вот
Витя, взобравшись на крышу, гоняет стаю пернатых. А вот голубь выглядывает из
стеганки парнишки, готовый лететь с донесением к своим. И в финальной сцене,
испуганные выстрелом немцев, взлетают они, чтобы опуститься на грудь убитого
мальчика. Эту сцену мы решили не играть, а снять минутный ролик с фотографией
Вити Черевичкина, найденной в немецких архивах. После секундной тьмы экран
превращается в голубое сияющее небо, на котором застыли голуби и силуэты
мальчиков, напоминающие скорбные фигурки птиц со сложенными крыльями. Ещё
секунда - и по сцене закружились маленькие девочки-голубки, оберегающие покой
мальчишек-солдат. Когда дети вышли на поклон, то всем
стало понятно: спектакль получился!
Тишина, стоявшая на протяжении всего действия в зале, была разорвана
аплодисментами. Мамы, приехавшие нас поддержать, плакали. Позже мы сыграли спектакль в стенах
родной школы и увидели ту же реакцию: потрясение, восхищение мужеством детей. К
нам подходили младшие школьники и просили взять их в студию. Они тоже хотели
играть! И хотя мы в этом году не получили Гран-при, нам достались не менее
почетные дипломы - за лучшую режиссёрскую работу и приз зрительских
симпатий. Но даже не это самое главное.
Важнее было почувствовать отклик зрительских сердец, единое эмоциональное поле,
несущее свет любви и благодарности к тем ребятам, которые погибли, защищая нашу
Родину. Поистине велика сила искусства!