o
создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
o
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого обучающегося;
o
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к
самостоятельному познанию;
o
формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего
творческого роста;
o
формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
o
приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные
интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
o
формирование
жизненных
идеалов,
стимулирование
стремления
к
самосовершенствованию;
o
содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
3. Функции портфолио
3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения
учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в
общении.
3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности,
помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт,
задуматься над результатами своего труда.
3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося средней школы является одной из составляющих «портрета»
выпускника уровня среднего общего образования и играет важную роль для определения вектора
его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио 2 года (10-11 классы).
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство
родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
5.1. Участниками работы над портфолио являются обучающегося, их родители, классный
руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация
МБОУ СОШ № 34.
5.2. Обязанности обучающегося:
Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет
аккуратно, самостоятельно и систематически. Обучающийся
имеет право включать в
накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие
его индивидуальность.
5.3. Обязанности родителей:
Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.
5.4. Обязанности классного руководителя:
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество,
определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует
воспитательную работу с обучающимися, направленную на их личностное и профессиональное
самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителямипредметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения
обучающимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании
сертифицированных/несертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт
ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию
портфолио. Предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов.
Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной
области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность
по предмету. Проводят оценку представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на
учебные работы.
5.6. Обязанности администрации МБОУ СОШ № 34:
5.6.1. Заместитель директора организует работу и осуществляет контроль за деятельностью
педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе.
5.6.2. Директор утверждает нормативно-правовую документацию, обеспечивающую ведение
портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательных отношений по
данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по
данной системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического
коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы МБОУ СОШ № 34.
6. Структура, содержание и оформление портфолио
6.1.Портфолио обучающегося имеет следующие разделы :
Титульный лист. Приложение 1.
Оценка достижений обучающихся по материалам портфолио. Приложение 2.
Сводная итоговая ведомость. Приложение 3.
Ведомости участия в различных видах деятельности. Приложение № 4.
Лист общеучебных достижений. Приложение 5.
Кроме того, в портфолио включаются и иные документы (по желанию), характеризующие
обучающегося с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих
материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в
целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его
продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
7. Технология ведения Портфолио
7.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в МБОУ СОШ № 34 структурой,
указанной в пункте 4 настоящего Положения самим обучающимся в папке-накопителе с файлами
на бумажных носителях и/или в электронном виде.
7.2. По необходимости, работа обучающегося с портфолио сопровождается помощью
педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых
устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся укреплять
самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
7.3. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы
оформления с учетом его индивидуальности.
7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:
Записи вести аккуратно и самостоятельно.
Предоставлять достоверную информацию.
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться
(кроме грамот, благодарностей) в течение года.
В конце года обучающийся самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных
видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
8. Подведение итогов работы
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным
руководителем.
Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице
(Приложение 2)
Оценка по каждому виду деятельности (Приложение 4) суммируется, вносится в итоговый
документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью
Учреждения. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в (Приложении 3)
Лист общеучебных достижений (Приложение №5)
Приложение 1.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34 города Новошахтинска
ПОРТФОЛИО
Место для фотографии
Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Приложение 2.
Оценка достижений обучающихся по материалам портфолио.
Показатели
Измерители
Учебная
деятельность
1 - 8 класс – средний балл годовых оценок
9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата
Олимпиады
Школьная:
Победитель
Призер
Участник
Муниципальная:
Победитель
Призер
Участник
Областная:
Победитель
Призер
Участник
Всероссийская:
Победитель
Призёр
Участник
Школьные соревнования:
Победитель
Призёр
Участник
Муниципальные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призёр
Участник
Областные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призер
Участник
Всероссийские соревнования, спартакиады:
Победитель
Призёр
Участник
Участие в кружках, секциях
Школьные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призёр
Участник
Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призёр
Участник
Областные конкурсы, фестивали:
Победитель
Призёр
Участник
Участие
Участвовал и стал призёром
Организация и проведение мероприятия
Спортивные
достижения.
Дополнительн
ое
образование.
Школьные
мероприятия,
практики
Результат
- балл
До 5
До 5
3
2
1
5
4
3
7
6
5
9
8
7
3
2
1
5
4
3
7
6
5
9
8
7
2
3
2
1
5
4
3
7
6
5
1
2
3
Приложение 3.
Сводная итоговая ведомость.
_____________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
______________________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс_________
№
Показатели
1
Учебная деятельность
2
Достижения в олимпиадах, конкурсах
3
Спортивные достижения
4
Дополнительное образование
5
Участие в мероприятиях и практиках
6
Иное
Балл
ИТОГО:
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов,
представленных в портфолио.
Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому
документу.
Дата.
Директор
__________________________
М.п.
Классный руководитель: __________________________
Приложение 4.
Ведомости участия в различных видах деятельности.
Участие в олимпиадах:
№
Название
Предмет
Уровень
Результат
Дата
Подпись
Участие в общественной жизни класса и школы:
№
Название
Содержание
Уровень
Результат
Дата
Подпись
Достижения в системе дополнительного образования и иных образовательных учреждениях:
№
Название
Сфера
учёбы
Учреждение
Результат
Дата
Подпись
Дата
Подпись
Спортивные достижения:
№
Название
Уровень
Результат
Практики: трудовая, социальная:
№
Название
Содержание Учреждение
Результат
Дата
Подпись
Творческие работы, рефераты, проекты:
№
Название
Область
знаний
Количество
страниц
Результат
Дата
Подпись
Приложение 5
Лист общеучебных достижений
№ категории
1.Классная работа выполнялась
всегда
регулярно
редко
2. Домашние задания выполнялись
всегда
регулярно
редко
3.Подготовка дополнительной литературы к урокам:
всегда
регулярно
редко
никогда
4.Отношение к учебе в целом
положительное
безразличное
негативное
5.Участие в работе класса на уроках:
постоянное
инициативное
регулярное
частое
редкое
6. Уровень познавательного интереса:
интерес проявляется часто
редко
почти никогда
7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности
всегда самостоятелен
нуждается в сопровождении и помощи
самостоятельность проявляется редко
уклоняется от самостоятельности
8. Глубина усвоения материала:
воспроизводит с элементами собственного творчества
воспроизводит знания полностью
воспроизводит знания частично
9.Организация учебной деятельности:
готов к уроку самостоятельно
готов к уроку с напоминанием
не готов к уроку
10. Оформление работ
по всем требованиям
требования частично нарушены
аккуратно
грязно
11. Темп работы:
опережает темп работы класса с высоким качеством
опережает темп работы класса с недостаточным качеством
соответствует темпу урока
отстает от темпа урока
12. Понимание смысла учебной деятельности:
формирует цель учебной деятельности
формулирует цель с помощью учителя
не умеет формулировать цель
13.Умение организовывать и контролировать свою работу на
уроке
10 класс
11 класс
всегда
иногда
редко
14. Взаимоотношения с товарищами
положительные
безразличные
негативные
15.Соблюдение норм и правил поведения:
отличное
хорошее
удовлетворительное
плохое
16. Общие учебные навыки усвоены
на высоко уровне
на среднем уровне
на среднем уровне
ниже среднего