o создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; o максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого обучающегося; o развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; o формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; o формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; o приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; o формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию; o содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося. 3. Функции портфолио 3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении. 3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда. 3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций. 3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности. 4. Порядок формирования портфолио 4.1. Портфолио обучающегося средней школы является одной из составляющих «портрета» выпускника уровня среднего общего образования и играет важную роль для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. 4.2. Период составления портфолио 2 года (10-11 классы). 4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя. 5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности 5.1. Участниками работы над портфолио являются обучающегося, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация МБОУ СОШ № 34. 5.2. Обязанности обучающегося: Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Обучающийся имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. 5.3. Обязанности родителей: Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио. 5.4. Обязанности классного руководителя: Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителямипредметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения обучающимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных/несертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе. 5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования: Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят оценку представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы. 5.6. Обязанности администрации МБОУ СОШ № 34: 5.6.1. Заместитель директора организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе. 5.6.2. Директор утверждает нормативно-правовую документацию, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательных отношений по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по данной системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы МБОУ СОШ № 34. 6. Структура, содержание и оформление портфолио 6.1.Портфолио обучающегося имеет следующие разделы : Титульный лист. Приложение 1. Оценка достижений обучающихся по материалам портфолио. Приложение 2. Сводная итоговая ведомость. Приложение 3. Ведомости участия в различных видах деятельности. Приложение № 4. Лист общеучебных достижений. Приложение 5. Кроме того, в портфолио включаются и иные документы (по желанию), характеризующие обучающегося с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе. 7. Технология ведения Портфолио 7.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в МБОУ СОШ № 34 структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения самим обучающимся в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде. 7.2. По необходимости, работа обучающегося с портфолио сопровождается помощью педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся укреплять самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. 7.3. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности. 7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования: Записи вести аккуратно и самостоятельно. Предоставлять достоверную информацию. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года. В конце года обучающийся самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов. 8. Подведение итогов работы Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице (Приложение 2) Оценка по каждому виду деятельности (Приложение 4) суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью Учреждения. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в (Приложении 3) Лист общеучебных достижений (Приложение №5) Приложение 1. муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 города Новошахтинска ПОРТФОЛИО Место для фотографии Фамилия __________________________________________________________ Имя ______________________________________________________________ Отчество __________________________________________________________ Приложение 2. Оценка достижений обучающихся по материалам портфолио. Показатели Измерители Учебная деятельность 1 - 8 класс – средний балл годовых оценок 9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата Олимпиады Школьная: Победитель Призер Участник Муниципальная: Победитель Призер Участник Областная: Победитель Призер Участник Всероссийская: Победитель Призёр Участник Школьные соревнования: Победитель Призёр Участник Муниципальные соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник Областные соревнования, спартакиады: Победитель Призер Участник Всероссийские соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник Участие в кружках, секциях Школьные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник Областные конкурсы, фестивали: Победитель Призёр Участник Участие Участвовал и стал призёром Организация и проведение мероприятия Спортивные достижения. Дополнительн ое образование. Школьные мероприятия, практики Результат - балл До 5 До 5 3 2 1 5 4 3 7 6 5 9 8 7 3 2 1 5 4 3 7 6 5 9 8 7 2 3 2 1 5 4 3 7 6 5 1 2 3 Приложение 3. Сводная итоговая ведомость. _____________________________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) ______________________________________________________________________________________ (полное название образовательного учреждения) Класс_________ № Показатели 1 Учебная деятельность 2 Достижения в олимпиадах, конкурсах 3 Спортивные достижения 4 Дополнительное образование 5 Участие в мероприятиях и практиках 6 Иное Балл ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио. Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу. Дата. Директор __________________________ М.п. Классный руководитель: __________________________ Приложение 4. Ведомости участия в различных видах деятельности. Участие в олимпиадах: № Название Предмет Уровень Результат Дата Подпись Участие в общественной жизни класса и школы: № Название Содержание Уровень Результат Дата Подпись Достижения в системе дополнительного образования и иных образовательных учреждениях: № Название Сфера учёбы Учреждение Результат Дата Подпись Дата Подпись Спортивные достижения: № Название Уровень Результат Практики: трудовая, социальная: № Название Содержание Учреждение Результат Дата Подпись Творческие работы, рефераты, проекты: № Название Область знаний Количество страниц Результат Дата Подпись Приложение 5 Лист общеучебных достижений № категории 1.Классная работа выполнялась всегда регулярно редко 2. Домашние задания выполнялись всегда регулярно редко 3.Подготовка дополнительной литературы к урокам: всегда регулярно редко никогда 4.Отношение к учебе в целом положительное безразличное негативное 5.Участие в работе класса на уроках: постоянное инициативное регулярное частое редкое 6. Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто редко почти никогда 7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности всегда самостоятелен нуждается в сопровождении и помощи самостоятельность проявляется редко уклоняется от самостоятельности 8. Глубина усвоения материала: воспроизводит с элементами собственного творчества воспроизводит знания полностью воспроизводит знания частично 9.Организация учебной деятельности: готов к уроку самостоятельно готов к уроку с напоминанием не готов к уроку 10. Оформление работ по всем требованиям требования частично нарушены аккуратно грязно 11. Темп работы: опережает темп работы класса с высоким качеством опережает темп работы класса с недостаточным качеством соответствует темпу урока отстает от темпа урока 12. Понимание смысла учебной деятельности: формирует цель учебной деятельности формулирует цель с помощью учителя не умеет формулировать цель 13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке 10 класс 11 класс всегда иногда редко 14. Взаимоотношения с товарищами положительные безразличные негативные 15.Соблюдение норм и правил поведения: отличное хорошее удовлетворительное плохое 16. Общие учебные навыки усвоены на высоко уровне на среднем уровне на среднем уровне ниже среднего