возможность практического использования приобретенных обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля; подготовка к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности. 3. Основные направления проектной деятельности обучающихся: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерно-конструкторское; информационное; творческое. 4. Формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности): макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги; печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; документальные фильмы, мультфильмы; выставки, игры, тематические вечера, концерты; сценарии мероприятий; веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др. 5. Требования к содержанию, оформлению проекта Индивидуальный проект должен содержать: - титульный лист; - оглавление; - введение; - основную часть; - заключение; - список литературы (библиографический список); - приложения. Титульный лист должен содержать: - название работы, ее вид; - сведения об авторе (фамилия, имя, образовательное учреждение, класс); - сведения о руководителе или консультанте (фамилия, имя, отчество, должность, место работы, ученая степень); - указание места расположения ОУ и года выполнения работы В оглавление должны быть включены: - введение; - названия глав и параграфов; - заключение; - список используемых источников; - приложения и соответствующие номера страниц. Введение должно включать в себя - формулировку поставленной проблемы; - обоснование актуальности темы; - определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы; - краткий обзор используемой литературы и источников; - степень изученности данного вопроса; - описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно: - описание основных рассматриваемых фактов; - гипотезу; - характеристику методов решения проблемы; - сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения; - описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.). В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов исследования. Список используемой литературы включает информацию: - фамилия, инициалы автора; - название издания; - выходные данные издательства; - год издания; - № выпуска (если издание периодическое); - количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности: - законы, постановления правительства; - официальные справочники; - художественные произведения; - специальная литература; - периодические издания; - Интернет-источники. Требования к оформлению. - работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word с соблюдением следующих требований: - работа должна быть отпечатана на листах белой бумаги формата А4 (допускается двусторонняя печать) с полями: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм; - размер шрифта 14 (Times New Roman); - интервал – полуторный; - нумерация страниц – сквозная, арабскими цифрами; - страницы нумеруются в правом верхнем углу. Первая страница (титульный лист) и вторая (оглавление) не нумеруются; - каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен 1,25 см; - в случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что единственная иллюстрация и таблица не нумеруются; - в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком « - » либо писать «нет», «нет данных». - текст работы от 10 до 20 печатных страниц (не считая титульного листа) Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 6. Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий На защите проекта обучающийся представляет свой проект по следующему (примерному) плану: 1. Тема и краткое описание сути проекта. 2. Актуальность проекта. 3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации проекта. 6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. С регламентом проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметрами и критериями оценки проектной деятельности обучающимся знакомятся заранее. Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта: оценке подвергается не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом учитывается целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенность с сохранением исходного замысла проекта; для оценки проектной работы создается экспертная комиссия, в которую входят педагоги и представители администрации образовательной организации, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы; оценивание производится на основе критериальной модели; результаты оценивания доводятся до сведения обучающихся. Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с общешкольным графиком защиты проектов. Для проведения защиты проектов создаётся комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагогипсихологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные педагогические работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек. Процедура защиты включает в себя • выступлении обучающегося (до 15 мин.) • ответы на вопросы комиссии (до 5 мин.). 7. Этапы и примерные сроки работы над проектом: 7.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. 7.2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта. 7.3 Основной этап (ноябрь- март) - совместно с педагогом-организатором и руководителем проекта разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта. 7.4.Заключительный(апрель-май) - защита проекта, оценивание работы. 7.5. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог-организатор, руководитель проекта. 7.6. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель. 8. Критерии оценивания индивидуального проекта 8.1. Карта оценивания индивидуального проекта Сформированность видов деятельности Уровень, кол-во баллов коммуникативной деятельности изложить и оформить собранный материал представить результаты работы аргументированно ответить на вопросы познавательной самостоятельно приобретать деятельности знания ставить проблему и выбирать способы ее решения осуществлять поиск и обработку информации обосновывать и реализовывать принятое решение формулировать выводы регулятивной планировать деятельность деятельности использовать ресурсные возможности для достижения цели осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудной ситуации Способность к инновационной деятельности аналитической деятельности творческой деятельности интеллектуальной деятельности Способность постановки цели и формулирования гипотезы планирования работы отбора и интерпретации информации структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных презентации результатов 8.2. Уровни сформированности навыков проектной деятельности Критерий Коммуникативная Базовый (1 балл) Продемонстрированы навыки Повышенный (2-3 балла) Тема ясно определена и пояснена. деятельность. Познавательная деятельность. Регулятивная деятельность. Способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности. Способность постановки цели и формулирования гипотезы, планирования работы, отбора и интерпретации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. Текст хорошо структурирован. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. Работа в целом свидетельствует о способности с помощью руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. Продемонстрированы навыки Работа тщательно определения темы и спланирована и планирования работы. Работа последовательно реализована, доведена до конца и своевременно пройдены все представлена комиссии. необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. Данные виды деятельности Данные виды деятельности осуществляются с помощью осуществляются руководителя. обучающимся самостоятельно. Данные виды деятельности осуществляются с помощью руководителя. Данные виды деятельности осуществляются обучающимся самостоятельно. 8.3. Составляющие оценки индивидуального проекта: Процесс работы над проектом (сформированность познавательных, регулятивных УУД, способность к осуществлению деятельности, необходимой для работы над проекетом) Оформление проекта и его защита (сформированность коммуникативных УУД). 8.4. Перевод первичных баллов в отметку: Базовый уровень Повышенный уровень отметка «удовлетворительно» отметка «хорошо» отметка «отлично» 4-6 первичных баллов 7-9 первичных баллов 10-15 первичных баллов 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Положение МБОУ СОШ №34 принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.