развитие познавательных интересов учащихся готовности к самостоятельному познанию; и формирование 1 формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию; содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося. 3. Функции портфолио. 3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении. 3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда. 3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций. 3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности. 4. Порядок формирования портфолио 4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. 4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы). По окончании 9 класса портфолио отдается на руки выпускнику. 4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя. 4.4 Место хранения портфолио определяется с учетом мнения родителей обучающихся.. Ученику и его родителям предоставляется свободный доступ к материалам портфолио. 5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности. 5.1. Участниками работы над портфолио являются обучающиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы. 5.2. Обязанности обучающегося: Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. 5.3. Обязанности родителей: Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио. 5.4. Обязанности классного руководителя: Классный руководитель является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио. Классный руководитель организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение, осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителямипредметниками и педагогами дополнительного образования, осуществляет контроль пополнения обучающимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе. 2 5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования: Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. 5.6. Обязанности администрации учебного заведения: 5.6.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы. 5.6.2. Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы. 6. Структура, содержание и оформление портфолио 6.1.Портфолио ученика начинается с титульного листа (Приложение 1) и имеет следующие разделы: 6.1.1. Раздел №1 «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения. 6.1.2. Раздел №2 «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам. 6.1.3. Раздел №3 «Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. При возможности дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете, надо приложить оригинал или ксерокопию информации. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички. 6.1.4. Раздел №4 «Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д. 6.1.5. Раздел №5 «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в социальных акциях, конкурсах, проектах 6.2.В состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью, входит: 6.2.1. систематизированные материалы текущей оценки - отдельные листы наблюдений (Приложение № 2); - оценочные листы с результатами стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки обучающихся. 6.2.2. материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых работ. Кроме того, в портфолио включаются и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе. 3 7. Технология ведения портфолио 7.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях. 7.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. 7.3. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности. 7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования: Записи вести аккуратно и самостоятельно. Предоставлять достоверную информацию. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года. В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов. 8. Подведение итогов работы Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в Приложении 3. Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в Приложении 4. По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, школе. Победители поощряются. 4 Приложение 1. муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 города Новошахтинска ПОРТФОЛИО Место для фотографии Фамилия __________________________________________________________ Имя ______________________________________________________________ Отчество __________________________________________________________ Число, месяц, год рождения __________________________________________ Год начала работы над портфолио _____________________________________ Классный руководитель___________________________________ (Фамилия, имя, отчество) 5 Приложение № 2 Лист общеучебных достижений № категории 1.Классная работа выполнялась всегда регулярно редко 2. Домашние задания выполнялись всегда регулярно редко 3.Подготовка дополнительной литературы к урокам: всегда регулярно редко никогда 4.Отношение к учебе в целом положительное безразличное негативное 5.Участие в работе класса на уроках: постоянное инициативное регулярное частое редкое 6. Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто редко почти никогда 7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности всегда самостоятелен нуждается в сопровождении и помощи самостоятельность проявляется редко уклоняется от самостоятельности 8. Глубина усвоения материала: воспроизводит с элементами собственного творчества воспроизводит знания полностью воспроизводит знания частично 9.Организация учебной деятельности: готов к уроку самостоятельно готов к уроку с напоминанием не готов к уроку 10. Оформление работ 5кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл 9 кл. 6 по всем требованиям требования частично нарушены аккуратно грязно 11. Темп работы: опережает темп работы класса с высоким качеством опережает темп работы класса с недостаточным качеством соответствует темпу урока отстает от темпа урока 12. Понимание смысла учебной деятельности: формирует цель учебной деятельности формулирует цель с помощью учителя не умеет формулировать цель 13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке всегда иногда редко 14. Взаимоотношения с товарищами положительное безразличное негативное 15.Соблюдение норм и правил поведения: отличное хорошее удовлетворительное плохое 16. Общие учебные навыки усвоены на высоко уровне на среднем уровне на среднем уровне ниже среднего Ведомости участия в различных видах деятельности. Участие в олимпиадах: № Название Предмет Уровень Результат Дата Подпись Дата Подпись Участие в общественной жизни класса и школы: № Название Содержание Уровень Результат 7 Достижения в системе дополнительного образования и иных образовательных учреждениях: № Название Сфера учёбы Учреждение Результат Дата Подпись Дата Подпись Спортивные достижения: № Название Уровень Результат Практики: трудовая, социальная, педагогическая: № Название Содержание Учреждение Результат Дата Подпись Творческие работы, рефераты, проекты: № Название Область знаний Количество страниц Результат Дата Подпись Приложение 3. Оценка достижений учащихся по материалам портфолио. Показатели Учебная деятельность Олимпиады Измерители 1 - 8 класс – средний балл годовых оценок 9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата 10 класс - средний балл годовых оценок 11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата Школьная: Победитель Призер Участник Муниципальная: Победитель Призер Участник Региональная: Победитель Призер Результат - балл До 5 До 5 До 5 До 5 3 2 1 5 4 3 7 6 8 Показатели Спортивные достижения. Дополнительное образование. Школьные мероприятия, практики Измерители Участник Всероссийская: Победитель Призёр Участник Школьные соревнования: Победитель Призёр Участник Муниципальные соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник Областные соревнования, спартакиады: Победитель Призер Участник Всероссийские соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник Участие в кружках, секциях Школьные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник Областные конкурсы, фестивали: Победитель Призёр Участник Участие Участвовал и стал призёром Организация и проведение мероприятия Результат - балл 5 9 8 7 3 2 1 5 4 3 7 6 5 9 8 7 2 3 2 1 5 4 3 7 6 5 1 2 3 9 Приложение 4. Сводная итоговая ведомость. ________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) _________________________________________________________ (полное название образовательного учреждения) Класс_________ № Показатели 1 Учебная деятельность 2 Достижения в олимпиадах, конкурсах 3 Спортивные достижения 4 Дополнительное образование Общий балл Участие в мероприятиях и практиках 5 ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио. Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу. Классный руководитель: __________________________ Дата. Директор МБОУ СОШ № 34 ________________________ М.п. 10