• группы; • знание основ физиологии, школьной гигиены; • знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания обучающихся, Конвенции о правах ребенка, основ трудового законодательства; • знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития образования и педагогической практики; • способность к самоанализу, самодиагностике, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю; • наличие организаторских умений и навыков; • наличие коммуникативных способностей. I. Цели и задачи деятельности классного руководителя 2.1. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно - ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом Школы, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. 2.2. Цель: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их успешной социализации в обществе. 2.3. Задачи: • организовать и осуществлять координацию воспитательного процесса в классе; • формировать и развивать коллектив класса; • способствовать созданию благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самореализации каждого обучающегося, сохранения и раскрытия его потенциальных способностей; • создать условия для формирования у обучающихся базовых национальных ценностей: • воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека; • воспитывать нравственные чувства и этическое сознание; • воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни; • формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни; • воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); • воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание); • способствовать формированию у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; • организовать систему отношений коллектива класса через разнообразные формы воспитывающей деятельности; • организовать разнообразные виды коллективной творческой деятельности, вовлекающие обучающихся в общественно-социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимодействию; • способствовать формированию гуманных отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; • защищать права и интересы обучающихся; • проводить профилактическую работу с обучающимися (профилактика травматизма, употребления ПАВ, суицидального поведения, экстремизма, и др.); • использовать данные психолого-педагогической диагностики, для регулирования и коррекции личностного развития обучающихся; • развивать культуру межэтнических и межконфессиональных отношений. II. Функции классного руководителя 3.1. Аналитическая функция: изучение индивидуальных особенностей обучающихся; выявление специфики и определении динамики развития классного коллектива; изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка; изучение и анализ влияния лицейской среды и малого социума на обучающихся класса; 3.2. Прогностическая функция: прогнозирование уровней воспитанности, личностного развития обучающихся и этапов формирования классного коллектива; прогнозирование результатов воспитательной деятельности; построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом; предвидение последствий, складывающихся в классном коллективе отношений. 3.3. Организационно-координирующая функция: координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом; координация формирования классного коллектива через организацию и стимулирование разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе: оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся, организация деятельности органов ученического самоуправления; организация взаимодействия с учителями-предметниками, педагогом психологом, социальным педагогом, педагогами дополнительного образования, библиотекарем, медицинским работником Школы, семьей. Выполнение роли посредника между ребенком и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся; содействие в организации внеурочной деятельности обучающихся, в получении дополнительного образования посредствам включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы и т.д.) как в Школе, так и в учреждениях дополнительного образования; участие в работе педагогических и методических советов, Совета профилактики, административных совещаниях; координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой внеурочной деятельности, организация участия класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время; организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлечение родителей к участию в образовательной деятельности; забота о физическом и психическом здоровье обучающихся; организация горячего питания обучающихся в Школе; выявление и учет детей социально незащищенных категорий (совместно с социальным педагогом); обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий обучающихся; систематическое посещение неблагополучных семей в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями обучающихся единой стратегии и тактики воспитательной работы (совместно с социальным педагогом); систематическое наблюдение за поведением детей «группы риска» и состоящих на учете в ПДН; организация соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка учащихся» и Устава Школы; организация выполнения обучающимися санитарных правил и норм; ведение документации классного руководителя; систематическое проведение классных часов (1 раз в неделю) с обучающимися класса; систематическое проведение родительских собраний (не реже 1 раза в четверть); классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей в период учебной деятельности, проведения внеклассных, общешкольных, выездных мероприятий. 3.4. Коммуникативная функция: развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися, между обучающимися и взрослыми; оказание помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу; содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного ребенка; оказание помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом; информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях. 3.5. Контрольная функция: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися; контроль за самочувствием обучающихся; контроль за организацией питания обучающихся класса; контроль соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка учащихся» и Устава Школы; контроль за состоянием закреплённого кабинета. III. Обязанности классного руководителя 4.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников; помощь в выявлении учащихся с низкими показателями в учебной деятельности и своевременная работа по установлению статуса ОВЗ; 4.2. Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе, вовлекать учащихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов; 4.3. Изучать индивидуальные особенности личности учащихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе; 4.4. Отслеживать и своевременно выявлять девиантное проявление в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую обоснованную педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию Школы; 4.5. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций; 4.6. Содействовать социальной, психологической и правовой защите учащихся; 4.7. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов предметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.); 4.8. Пропагандировать здоровый образ жизни; 4.9. Регулярно информировать родителей (законных представителей) учащихся об их успехах или неудачах, созывать плановые и внеплановые родительские собрания. Контролировать посещение учебных занятий учащимися своего класса; 4.10. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе, с целью недопущения неуспеваемости учащихся и оказания им своевременной помощи в учебе; 4.11. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в Школе; 4.12. Регулярно проводить классные часы, другие внеурочные мероприятия с классом; 4.13. Вести документацию по классу: 1. Классный (электронный и (или) бумажный) журнал. 2. Личные дела обучающихся. 3. План воспитательной работы в классе на учебный год. 4. Сведения об обучающихся и их родителях. 5. Социальный паспорт класса. 7. Общая и индивидуальная карта занятости обучающихся во внеурочной деятельности. 8. Сведения о родительском комитете класса. 9. Протоколы родительских собраний. 10. Общественные поручения обучающихся, актив класса. 11. Анализ воспитательной работы за год. 12. Характеристики обучающихся (по необходимости). 13. Планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий. 14. Диагностические материалы. 4.14. Повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии; 4.15. Соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и выездных мероприятий; 4.16. Быть примером для учащихся в частной и общественной жизни, демонстрировать на личном примере образцы нравственного поведения. IV. Организация работы классного руководителя 5.1. Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой: Классный руководитель ежедневно: - определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания; - проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий; - организует и контролирует дежурство учащихся в классном кабинете; - организует питание обучающихся в столовой Школы; - контролирует соблюдение обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка учащихся» и Устава Школы; - организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении. Классный руководитель еженедельно: - проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы; - проверяет ведение обучающимися дневников, выставляет оценки за неделю (при необходимости); - организует работу с родителями (по ситуации); - проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по ситуации); - анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся. Классный руководитель ежемесячно: - проводит встречи с педагогом-психологом, социальным педагогом и учителями-предметниками; - решает хозяйственные вопросы в классе; - организует заседание родительского комитета класса; - организует работу классного актива; - присутствует на всех мероприятиях, в которых принимают участие обучающиеся класса; - присутствует на всех психолого-педагогических и организационных мероприятиях, проводимых для родителей (законных представителей) своего класса. Классный руководитель в течение четверти: - заполняет журнал; - проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся; - проводит коррекцию плана воспитательной работы на следующую четверть; - проводит классное родительское собрание; - организует деятельность обучающихся по ведению портфолио. - представляет отчет об успеваемости учащихся класса и отчет по воспитательной работе за четверть. Классный руководитель ежегодно: - оформляет личные дела учащихся; - анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся в течение года; - составляет план воспитательной работы в классе (план классного руководителя); - собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОО-1, трудоустройство выпускников и пр.); - заполняет социальный паспорт класса. 5.2. Классный час может проводиться классным руководителем в произвольной форме (в соответствии с планом работы); 5.3. Количество воспитательных мероприятий в классе не должно быть менее двух в месяц; 5.4 Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть; 5.5. Классный руководитель обязан по требованию администрации Школы готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе (в установленный администрацией срок сдачи отчетов); 5.5 Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на педагогическом или методическом советах, административных совещаниях; 5.6 Классный руководитель обязан принимать активное участие в методической работе Школы, повышать свое профессиональное мастерство путем участия в семинарах, курсах. V. Права классного руководителя 6.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся; 6.2. Контролировать результаты учебной деятельности каждого обучающегося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим обучающимся; 6.3. Координировать работу учителей-предметников в классе, организовывать педагогические консилиумы, малые педсоветы; 6.4. По согласованию с заместителем директора по УВР присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых в классе; 6.5. Выносить на рассмотрение администрации Школы, педагогического совета, органов самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы как от имени классного коллектива, так и от своего имени; 6.6. Получать своевременную методическую и организационно педагогическую помощь от руководства Школы, а также органов самоуправления; 6.7. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, с учетом основных принципов общешкольного планирования, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий; 6.8. Заслушивать и принимать участие в обсуждении отчетов о деятельности родительского комитета класса; 6.10. Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми, исходя из конкретной ситуации, вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания; 6.11. Участвовать в организации и проведении общешкольных мероприятий с учащимися; 6.12. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации Школы, родителей, обучающихся, других педагогов. 6.13. Выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку. VI. Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя 7.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и деятельности; 7.2. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости); 7.3. Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся; 7.4. Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев; 7.5. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительная динамика в: состоянии психологического и физического здоровья обучающихся класса; степени сформированности у обучающихся понимания значимости здорового образа жизни; уровне воспитанности учащихся; проценте посещаемости учебных занятий и внеурочных мероприятий; уровне сформированности классного коллектива; проценте занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности; рейтинге активности классного коллектива и отдельных обучающихся в мероприятиях различного уровня; степени участия классного коллектива в работе органов ученического самоуправления. 7.6. Администрация Школы включает в график контроля мероприятия по изучению эффективности реализации функций классного руководителя. VII. Ответственность классного руководителя 8.1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время воспитательных мероприятий с классом; 8.2. Классный руководитель за неисполнение своих обязанностей несёт административную ответственность и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством; 8.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. 8.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке, предусмотренном административным законодательством. 8.5. За виновное причинение Школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством; 8.6. За невыполнение и ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, распоряжений директора Школы, должностных обязанностей, педагогический работник несет дисциплинарную ответственность. Срок действия положения не ограничен. При изменении законодательства вносятся изменения в установленном порядке.