Положение о классном руководстве 2020

• группы;
• знание основ физиологии, школьной гигиены;
• знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других
государственных органов по вопросам обучения и воспитания обучающихся,
Конвенции о правах ребенка, основ трудового законодательства;

• знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по
организации воспитательного процесса, основных направлений и перспектив
развития образования и педагогической практики;
• способность
к
самоанализу,
самодиагностике,
прогнозированию,
программированию, коррекции, самоконтролю;
• наличие организаторских умений и навыков;
• наличие коммуникативных способностей.
I. Цели и задачи деятельности классного руководителя
2.1. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный,
планируемый процесс, строящийся на основе анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно - ориентированного
подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим
коллективом Школы, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и
межконфессиональных отношений.
2.2.
Цель: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их
успешной социализации в обществе.
2.3. Задачи:
• организовать и осуществлять координацию воспитательного процесса в классе;
• формировать и развивать коллектив класса;
• способствовать созданию благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самореализации каждого обучающегося, сохранения и
раскрытия его потенциальных способностей;
• создать условия для формирования у обучающихся базовых национальных
ценностей:
• воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и
обязанностям человека;
• воспитывать нравственные чувства и этическое сознание;
• воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни;
• формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
• воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание);
• воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
• способствовать формированию у учащихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;
• организовать систему отношений коллектива класса через разнообразные формы
воспитывающей деятельности;
• организовать разнообразные виды коллективной творческой деятельности,
вовлекающие
обучающихся
в
общественно-социализирующие отношения,
способствующие их сплочению и положительному взаимодействию;
• способствовать формированию гуманных отношений между обучающимися,
между обучающимися и педагогическими работниками;
• защищать права и интересы обучающихся;
• проводить профилактическую работу с обучающимися (профилактика
травматизма, употребления ПАВ, суицидального поведения, экстремизма, и др.);
• использовать данные психолого-педагогической диагностики, для регулирования и
коррекции личностного развития обучающихся;

•

развивать
культуру
межэтнических
и
межконфессиональных
отношений.
II. Функции классного руководителя
3.1. Аналитическая функция:
 изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
 выявление специфики и определении динамики развития классного
коллектива;
 изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;
 изучение и анализ влияния лицейской среды и малого социума на
обучающихся класса;
3.2. Прогностическая функция:
 прогнозирование
уровней
воспитанности,
личностного
развития
обучающихся и этапов формирования классного коллектива;
 прогнозирование результатов воспитательной деятельности;
 построение
модели
воспитания
в
классе,
соответствующей
воспитательной системе школы в целом;
 предвидение последствий, складывающихся в классном коллективе отношений.
3.3. Организационно-координирующая функция:
 координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом;
 координация формирования классного коллектива через организацию и
стимулирование разнообразных видов деятельности обучающихся в классном
коллективе: оказание помощи и организация сотрудничества в планировании
общественно значимой деятельности обучающихся, организация деятельности
органов ученического самоуправления;
 организация взаимодействия с учителями-предметниками, педагогом психологом,
социальным педагогом, педагогами
дополнительного
образования,
библиотекарем, медицинским работником Школы, семьей. Выполнение роли
посредника между ребенком и всеми социальными институтами в разрешении
личностных кризисов обучающихся;
 содействие в организации внеурочной деятельности обучающихся, в получении
дополнительного образования посредствам включения их в различные творческие
объединения по интересам (кружки, секции, клубы и т.д.) как в Школе, так и в
учреждениях дополнительного образования;
 участие в работе педагогических и методических советов, Совета профилактики,
административных совещаниях;
 координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой
внеурочной деятельности, организация участия класса в общешкольных
мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;
 организация работы по повышению педагогической и психологической культуры
родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную
деятельность, привлечение родителей к участию в образовательной деятельности;
 забота о физическом и психическом здоровье обучающихся;
 организация горячего питания обучающихся в Школе;
 выявление и учет детей социально незащищенных категорий (совместно с
социальным педагогом);
 обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий обучающихся;
 систематическое посещение неблагополучных семей в целях изучения, контроля,
коррекции ситуации и выработки совместно с родителями обучающихся единой
стратегии и тактики воспитательной работы (совместно с социальным педагогом);
 систематическое наблюдение за поведением детей «группы риска» и состоящих на
учете в ПДН;
 организация соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка
учащихся» и Устава Школы;





организация выполнения обучающимися санитарных правил и норм;
ведение документации классного руководителя;
систематическое проведение классных часов (1 раз в неделю) с обучающимися
класса;
 систематическое проведение родительских собраний (не реже 1 раза в четверть);
 классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей в период
учебной деятельности, проведения внеклассных, общешкольных, выездных
мероприятий.
3.4. Коммуникативная функция:
 развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися,
между обучающимися и взрослыми;
 оказание помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;
 содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого
отдельного ребенка;
 оказание
помощи
обучающимся
в установлении
отношений
с
окружающими детьми, социумом;
 информирование обучающихся о действующих детских и молодежных
общественных организациях и объединениях.
3.5. Контрольная функция:
 контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
 контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
 контроль за самочувствием обучающихся;
 контроль за организацией питания обучающихся класса;
 контроль соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка
учащихся» и Устава Школы;
 контроль за состоянием закреплённого кабинета.
III. Обязанности классного руководителя
4.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего
развития своих воспитанников; помощь в выявлении учащихся с низкими показателями в
учебной деятельности и своевременная работа по установлению статуса ОВЗ;
4.2. Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе, вовлекать учащихся в
систематическую деятельность классного и школьного коллективов;
4.3. Изучать индивидуальные особенности личности учащихся, условия их
жизнедеятельности в семье и школе;
4.4. Отслеживать и своевременно выявлять девиантное проявление в развитии и поведении
учащихся,
осуществлять
необходимую
обоснованную
педагогическую
и
психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об
этом администрацию Школы;
4.5. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и
ситуаций;
4.6. Содействовать социальной, психологической и правовой защите учащихся;
4.7. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов
предметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства,
спорта, правоохранительных органов и пр.);
4.8. Пропагандировать здоровый образ жизни;
4.9. Регулярно информировать родителей (законных представителей) учащихся об их
успехах или неудачах, созывать плановые и внеплановые родительские собрания.
Контролировать посещение учебных занятий учащимися своего класса;
4.10. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе, с целью
недопущения неуспеваемости учащихся и оказания им своевременной помощи в учебе;
4.11. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с
требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в Школе;
4.12. Регулярно проводить классные часы, другие внеурочные мероприятия с классом;

4.13. Вести документацию по классу:
1. Классный (электронный и (или) бумажный) журнал.
2. Личные дела обучающихся.
3. План воспитательной работы в классе на учебный год.
4. Сведения об обучающихся и их родителях.
5. Социальный паспорт класса.
7. Общая и индивидуальная карта занятости обучающихся во внеурочной деятельности.
8. Сведения о родительском комитете класса.
9. Протоколы родительских собраний.
10. Общественные поручения обучающихся, актив класса.
11. Анализ воспитательной работы за год.
12. Характеристики обучающихся (по необходимости).
13. Планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий.
14. Диагностические материалы.
4.14. Повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и
психологии;
4.15. Соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за жизнь и
здоровье детей в период проведения внеклассных и выездных мероприятий;
4.16. Быть примером для учащихся в частной и общественной жизни,
демонстрировать на личном примере образцы нравственного поведения.
IV. Организация работы классного руководителя
5.1. Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в
соответствии с данной циклограммой:
Классный руководитель ежедневно:
- определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их
отсутствия или опоздания;
- проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и не посещаемости
учебных занятий;
- организует и контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;
- организует питание обучающихся в столовой Школы;
- контролирует соблюдение обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка
учащихся» и Устава Школы;
- организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в
случае возникновения девиации в их поведении.
Классный руководитель еженедельно:
- проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы;
- проверяет ведение обучающимися дневников, выставляет оценки за неделю (при
необходимости);
- организует работу с родителями (по ситуации);
- проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по ситуации);
- анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся.
Классный руководитель ежемесячно:
- проводит встречи с педагогом-психологом,
социальным
педагогом
и
учителями-предметниками;
- решает хозяйственные вопросы в классе;
- организует заседание родительского комитета класса;
- организует работу классного актива;
- присутствует
на всех мероприятиях,
в которых принимают
участие
обучающиеся класса;
- присутствует на всех психолого-педагогических и организационных мероприятиях,
проводимых для родителей (законных представителей) своего класса.

Классный руководитель в течение четверти:
- заполняет журнал;
- проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния
успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
- проводит коррекцию
плана воспитательной
работы на следующую
четверть;
- проводит классное родительское собрание;
- организует деятельность обучающихся по ведению портфолио.
- представляет
отчет об успеваемости
учащихся
класса и отчет по
воспитательной работе за четверть.
Классный руководитель ежегодно:
- оформляет личные дела учащихся;
- анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень
воспитанности обучающихся в течение года;
- составляет план воспитательной
работы в классе (план классного
руководителя);
- собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об
обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОО-1,
трудоустройство выпускников и пр.);
- заполняет социальный паспорт класса.
5.2. Классный
час может
проводиться
классным
руководителем
в
произвольной форме (в соответствии с планом работы);
5.3. Количество воспитательных мероприятий в классе не должно быть менее двух в
месяц;
5.4 Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть;
5.5. Классный руководитель обязан по требованию администрации Школы готовить и
предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе (в установленный
администрацией срок сдачи отчетов);
5.5 Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на педагогическом
или методическом советах, административных совещаниях;
5.6 Классный руководитель обязан принимать активное участие в методической работе
Школы, повышать свое профессиональное мастерство путем участия в семинарах, курсах.
V. Права классного руководителя
6.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье
обучающихся;
6.2. Контролировать результаты учебной деятельности каждого
обучающегося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим
обучающимся;
6.3.
Координировать
работу
учителей-предметников
в
классе,
организовывать педагогические консилиумы, малые педсоветы;
6.4. По согласованию с заместителем директора по УВР присутствовать на любых уроках
или мероприятиях, проводимых в классе;
6.5. Выносить на рассмотрение администрации Школы, педагогического совета, органов
самоуправления,
родительского
комитета предложения, инициативы как от имени
классного коллектива, так и от своего имени;
6.6. Получать
своевременную
методическую
и
организационно
педагогическую
помощь
от руководства
Школы,
а также
органов
самоуправления;
6.7. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, с
учетом
основных
принципов
общешкольного
планирования,
разрабатывать
индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными
представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и
проведения классных мероприятий;

6.8. Заслушивать и принимать участие в обсуждении отчетов о деятельности
родительского комитета класса;
6.10. Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми, исходя из
конкретной ситуации, вести опытно-экспериментальную работу по проблемам
воспитания;
6.11. Участвовать в организации и проведении общешкольных мероприятий с
учащимися;
6.12. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и
профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со
стороны администрации Школы, родителей, обучающихся, других педагогов.
6.13. Выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему
переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых
формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку.
VI.
Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя
7.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на
основании двух групп критериев: результативности и деятельности;
7.2. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают
обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины
обучающихся, их гражданской зрелости);
7.3. Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций
классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися;
взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе и
другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным
персоналом
общеобразовательного
учреждения,
родителями
(законными
представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению,
творческому развитию обучающихся;
7.4. Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в
равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев;
7.5. Слагаемыми
эффективности
работы
классного
руководителя
являются
положительная динамика в:
 состоянии психологического и физического здоровья обучающихся класса;
 степени сформированности у обучающихся понимания значимости здорового
образа жизни;
 уровне воспитанности учащихся;
 проценте посещаемости учебных занятий и внеурочных мероприятий;
 уровне сформированности классного коллектива;
 проценте занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности;
 рейтинге активности классного коллектива и отдельных обучающихся в
мероприятиях различного уровня;
 степени участия классного коллектива в работе органов ученического
самоуправления.
7.6. Администрация Школы включает в график контроля мероприятия по изучению
эффективности реализации функций классного руководителя.
VII. Ответственность классного руководителя
8.1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во
время воспитательных мероприятий с классом;
8.2. Классный
руководитель
за
неисполнение
своих
обязанностей несёт
административную ответственность и иную ответственность в соответствии с
действующим законодательством;
8.3.
За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, классный
руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с

трудовым законодательством и Федеральным законом Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не является
мерой дисциплинарной ответственности.
8.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный
руководитель привлекается к административной ответственности в порядке,
предусмотренном административным законодательством.
8.5. За виновное причинение Школе или участникам образовательного процесса ущерба
в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный
руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах,
установленных трудовым и гражданским законодательством;
8.6.
За невыполнение и ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава
и Правил внутреннего трудового распорядка, распоряжений директора Школы,
должностных обязанностей, педагогический работник несет дисциплинарную
ответственность. Срок действия положения не ограничен. При изменении
законодательства
вносятся
изменения
в
установленном
порядке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».