приказом директора школы. В случае необходимости в данное Положение могут вноситься изменения и дополнения, которые также принимаются педагогическим советом и утверждаются приказом директора школы. 1.4 ОУ самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка периодичности промежуточной аттестации обучающихся. 1.5. Под оценкой в настоящем Положении понимается определение качества достигнутых школьником результатов обучения. Нормы оценок по предметам представляют собой набор требований к различным видам деятельности по предметам учебного плана школы. Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности. Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах или баллах. 1.6. Под системой оценивания в настоящем Положении понимается система оценивания качества освоения образовательных программ обучающимися. В ОУ применяется две системы оценивания: без отметочная и балльная (система цифровых отметок - «5», «4», «3», «2») 1.7. Виды контрольно-оценочной деятельности в школе: - Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются отметки. - Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный срез). - Тестовый контроль. - Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов. 1.8. Основной функцией проверки является: • обеспечение обратной связи между учителем и учащимся; • получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала; • своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. 1.9. Система оценивания по предмету утверждается приказом по школе в начале учебного года. Педагог не имеет права изменить выбранную систему оценивания в течение учебного года. 1. Цели и задачи разработки системы оценивания 1.1. Цель - повышение качества образования посредством установления единых требований к выставлению отметок и оценок учебных достижений; - определение единого подхода в оценочной сфере деятельности педагогического коллектива, способствование дальнейшей гуманизации отношений между всеми участниками образовательного процесса, обеспечение объективности знаний учащегося. 1.2. Задачи - установление фактического уровня знаний, умений, навыков по предметам базисной и инвариантной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного стандарта; - контроль за выполнением практической части рабочих учебных программ и календарно – поурочных планов изучения отдельных предметов; - формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории обучающегося; - повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений обучающегося. 1.3.Системы оценивания, применяемые в школе 1.3.1. Безотметочное обучение осуществляется в 1 классе по всем предметам учебного плана, по учебным модулям предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», по курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. 1.3.2. Во всех остальных случаях применяется традиционная (оценочная) пятибалльная («5», «4», «3», «2») система цифровых отметок: «5» («отлично») «4» («хорошо») «3» («удовлетворительно») «2» («неудовлетворительно») 1.3.3. Средневзвешенная система оценки знаний 1.3.4. Принципы выставления школьной отметки -Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания знаний и умений обучающихся, известные ученикам заранее -Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся -Своевременность -За плохое поведение на уроке оценка не снижается, учитель должен использовать другие методы воздействия на обучающегося. 2. Нормы оценок по предметам на первом уровне образования 2.1. Общие подходы к характеристике цифровой отметки по различным предметам на первом уровне образования «5» («отлично») — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («неудовлетворительно») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, не раскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. 2.2. Особенности оценивания по русскому языку Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки - нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах; - неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием); - отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения); - наличие ошибок на изученные правила по орфографии; - существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения; - отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте; - употребление слов в не свойственном им значении (в изложении). Недочеты - отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы, - отсутствие красной строки; - неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило; - незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения. 2.3. Особенности оценивания по литературному чтению 2.3.1. Нормы для проверки техники чтения обучающихся • в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений; • во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев; • в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка; • в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения. 2.3.2. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки Ошибки - искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); - неправильная постановка ударений (более двух); - чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; - неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; - неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; - нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; - нетвердое знание наизусть подготовленного текста; - монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты - не более двух неправильных ударений; - отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; - неточности при формулировке основной мысли произведения; - нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа. 2.4. Особенности оценивания по математике 2.4.1. Оценивание письменных работ (в основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания). Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки - незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; - неправильный выбор действий, операций; - неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков; - пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа; - несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам; - несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочеты - неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); - ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; - неверные выделения в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; - наличие записи действий; - отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. 2.4.2. Оценивание устных ответов (в основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота). Ошибки - неправильный ответ на поставленный вопрос; - неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; - при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты - неточный или неполный ответ на поставленный вопрос, - при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его; - неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; - медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; - неправильное произношение математических терминов. 2.5. Особенности оценивания по окружающему миру Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки - неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; - нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; - неправильное раскрытие (в рассказе - рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; - ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; - незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; - отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы: неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; - ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; - неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты -преобладание при описании объекта несущественных его признаков; -неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; -отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; -неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; -неточности при нахождении объекта на карте. 3. Нормы оценок по предметам на втором и третьем уровнях образования 3.1. Оценивание результатов обучения по русскому языку 4.1.1 Оценивание устных ответов обучающихся (учитывается полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, языковое оформление ответа). Оценка «5» «4» «3» «2» Полнота и правильность ответа Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий. Требования критериям Степень понимания по основным осознанности, Языковое оформление ответа Обнаруживает понимание Излагает материал материала, может обосновать последовательно и пра свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные. Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 – 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Излагает Не умеет достаточно глубоко и Излагает материал неполно доказательно обосновать свои материал и допускает суждения и привести свои непоследовательн неточности в примеры. о и допускает определении ошибки в понятий или языковом формулировке оформлении правил. излагаемого. Если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. 4.1.2. Оценивание диктантов (учитывается орфографическая и пунктуационная грамотность) 4.1.2.1. Оценивание контрольного словарного диктанта «5» - ошибки отсутствуют. «4» - 1-2 ошибки. «3» - 3-4 ошибки. «2» - 5 и более ошибок 4.1.2.2. Оценивание других видов диктантов При оценке диктантов важно учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: -в исключениях из правил -в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; -в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; -в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; -в написании ы и и после приставок; -в случаях трудного различия не и ни; -в собственных именах нерусского происхождения; -в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; -в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще, колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды). Первые три однотипных ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущено несколько ошибок, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений. Диктант оценивается одной оценкой. Нормы оценки за диктант Отметка. Число ошибок (орфографических и пунктуационных) «5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) «4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) «3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) «2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6. 4.1.3. Оценивание комплексной контрольной работы, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания. Выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). Оценивание выполнения дополнительных заданий «5» - ученик выполнил все задания верно, «4» - ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий, «3» - выполнено не менее половины заданий, «2» - выполнено менее половины заданий. 4.1.4. Оценивание изложений и сочинений (учитывается умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания). Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания обучающихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям 1) соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) правильность фактического материала; 4) последовательность и логичность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается 1) разнообразие словаря и грамматического строя речи; 2) стилевое единство и выразительность речи; 3) число речевых недочётов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Оценка Основные критерии оценки Содержание и Грамотность речь 1. Содержание работы полностью соответствует теме. Допускается: «5» 2. Фактические ошибки отсутствуют. 1 орфографическая, или 3. Содержание излагается последовательно. 1 пунктуационная, или 1 грамматическая 4. работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта «4» «3» «2» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и остаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. Допускаются ошибки: 2/2, или 1/3, или 0/4, а также две грамматические Допускаются ошибки: 4/4, или 3/5, или 0/7 Допускаются ошибки: 7/7, или 6/8, или 5/9, или 3. нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов 8/6, а также 7 грамматичес ких При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. Если объём сочинения в полтора-два раза больше указанного выше, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы (повышение количество допустимых оценок на указанное число единиц). При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 4.2. Оценивание результатов обучения по литературе 4.2.1. Оценивание устных ответов обучающихся (учитывается знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения). «5» - за ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлечение текста для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью. «4» - за ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерные поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному, двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности. «3» - за ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерные поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения, ограниченность навыка разбора и недостаточное умение привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается не более двухтрех ошибок в содержании ответа, а также ряд недостатков в его композиции и языке. «2» - за ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью. 4.2.2. Оценивание сочинений (с учетом пункта 4.1.4), (учитывается правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения, соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними, точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка). «5» - ставится за сочинение: · глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения; · стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей; · написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; · допускается одна - две неточности в содержании. «4» - ставится за сочинение: · достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; · логическое и последовательное в изложении содержания; · написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию; · допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов. «3» - ставится за сочинение, в котором: · в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему; допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; · материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей; · материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей; · обнаруживается владение основами письменной речи; · в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов. «2» - ставится за сочинение, которое: · не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст произведения; · характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; · отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. 4.3. Оценивание результатов обучения по английскому языку 4.3.1. Аудирование «5»: ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса. «4»: ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом. «3»: ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли только основной смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса. «2»: ставится в том случае, если обучающиеся не поняли смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса. 4.3.2. Говорение «5»: ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса. «4»: ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса. «3»: ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного. «2»: ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся слабо усвоили пройденный материал и выразили свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного. 4.3.3. Чтение «5»: ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса. «4»: ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса. «3»: ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся поняли, осмыслили главную идею прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся в основном соответствует программным требованиям для данного класса. «2»: ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, обучающиеся не поняли прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса. 4.4. Оценивание результатов обучения по математике 4.4.1. Оценка устных ответов обучающихся по математике «5»: ученик полно раскрыл содержание материала в объёме», предусмотренном программой учебников; - изложил материал грамотным языком а определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; - правильно выполнил рисунки, чертежи, графика, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами» применять их в новой: ситуации при выполнении практическою задания; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе навыков и умений; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя; - возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. «4»: ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; - допущены один - два недочета при освещении основною содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; - допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. «3»: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятие, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; - при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умении и навыков». «2»: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важное части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий» при использовании математическое терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. 4.4.2. Оценка письменных контрольных работ обучающихся «5»: - работа выполнена полностью; - в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; - в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). «4»: - работа выполнена полностью» но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки). «3»: - допущены более одна ошибки или более двух-трёх недочётов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; «2»:- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательные умениями по данной теме в полной мере; 4.5. Оценивание результатов обучения по информатике и ИКТ 4.5.1. Оценка практических работ «5»: выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; -проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; - соблюдает правила техники безопасности; - в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; - правильно выполняет анализ ошибок. «4»: - ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета. «3»: · работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; - в ходе проведения работы были допущены ошибки. «2»: - работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов; - работа проводилась неправильно. 4.5.2. Оценка устных ответов «5»: - правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; - правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу; - строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; - может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. «4»: - ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; - учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. «3»: - правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; - умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму; - допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; - допустил четыре-пять недочетов. «2»: - ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. 4.5.3. Оценка тестовых работ «5» - учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; - допустил не более 2% неверных ответов. «4» - ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий). «3» - учащийся выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий; - если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку. «2» - работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий; - работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий. 4.6. Оценивание результатов обучения по географии 4.6.1. Оценивание устного ответа обучающегося «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; - правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; - правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности. «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя. «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности; - затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе. «2» - ответ неправильный; - нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой. 4.6.2. Оценка практических умений обучающихся 4.6.2.1. Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы. «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов. «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов. «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов. 4.6.2.2. Оценка умений проводить наблюдения «5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений. «4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений. «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений. «2» - неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на основе наблюдений. 4.7. Оценивание результатов обучения по химии 4.7.1 Оценивание устного ответа «5» дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий, - материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, - ответ самостоятельный. «4» дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий, - материал изложен в определенной последовательности, - допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ. «3» допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно. «2» ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла, допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя. 4.7.2. Оценивание умений решать задачи «5» в логическом рассуждении и решении нет ошибок, - задача решена рациональным способом. «4» в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом, - допущено не более двух несущественных ошибок. «3» в логическом рассуждении нет существенных ошибок, допускается существенная ошибка в математических расчетах. «2» имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении. 4.7.3. Оценивание экспериментальных умений (в процессе выполнения практических работ по инструкции). «5» работа выполнена полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами, проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места , порядок на столе, экономно используются реактивы). «4» работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами. «3» ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя. «2» допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить. 4.7.4. Оценивание умений решать экспериментальные задачи (следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов). «5» - план решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы. «4» план решения составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования. допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах). «3» план решения составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования. допущена существенная ошибка в объяснении и выводах. «2»: - допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических, реактивов и оборудования, в объяснении и выводах). 4.7.5. Оценивание письменных контрольных работ (необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям, контрольная работа оценивается в целом). «5» - дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка. «4» - допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок. «3» - работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные. «2» - работа выполнена меньше чем наполовину, имеется несколько существенных ошибок. 4.8. Оценивание результатов обучения по истории, обществознанию, экономике, праву, краеведению Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. 2.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя. Оценка «4» ставится, если ученик 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. Оценка «3» ставится, если ученик 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении. 4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки. Оценка «2» ставится, если ученик 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. 3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 4.9. Оценивание результатов обучения по биологии 4.9.1. Оценивание устного ответа обучающегося «5» полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; - чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; - для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; - ответ самостоятельный. «4» - раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, опытов. «3» - усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; - не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; - не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; - допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии. «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии. 4.9.2. Оценка практических умений обучающихся 4.9.2.1. Оценка умений ставить опыты «5» - правильно определена цель опыта; - самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; - научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта. «4» - правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; - 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; - в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные. «3» - правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; - допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов. «2» - не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; - допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении. 4.9.2.2. Оценка умений проводить наблюдения (учитывается правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах). «5» - правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы. «4» - правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные; · допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов. «3» - допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; - при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов. «2» - допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя; - неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов. 4.10. Оценивание результатов обучения по физике 4.10.1. Оценивание устных ответов обучающихся «5» - учащийся обнаруживает правильное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также верное определение физических величин, их единиц и способов измерения; - правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; - строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; - может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в курсе физики вопросами, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. «4» - ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но в нем не используются собственный план рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой ситуации, нет связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. «3» - ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразование формул. «2» - ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. 4.10.2. Оценивание результатов выполнения лабораторной работы «5» - учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; - самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение верных результатов и выводов; - соблюдает требования безопасности труда; - в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; - без ошибок проводит анализ погрешностей (для 9-11 классов). «4» - выполнены требования к оценке «5», но ученик допустил недочеты или негрубые ошибки. «3» - результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. «2» - результаты не позволяют получить правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно или отсутствуют. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований безопасности труда. 4.10.3. Оценивание письменных контрольных работ (учитывается, какую часть работы ученик выполнил) «5» - ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. «4» - ответ неполный или доведено не более двух несущественных ошибок. «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные. «2» - работа выполнена меньше чем наполовину или содержит, несколько существенных ошибок. Тестовые письменные работы оцениваются в % отношении в соответствии с критериями работы. 4.10.4. Оценка умений решать расчетные задачи «5» - в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. «4» - в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок. «3» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчётах. «2» - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении. 4.11. Оценивание результатов обучения по музыке «5» - присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); - умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; - проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. «4» - присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); - проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; - умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. «3» - проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); или -умение пользоваться ключевыми или -частными знаниями; или: - проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. «2» нет интереса, эмоционального отклика; - неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; - нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить. 4.12. Оценивание результатов обучения по физической культуре 4.12.1. Оценивание качества выполнения упражнений (с учетом требований учебных нормативов). «5» - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в игре. «4» - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно, в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения результатов в игре. «3» - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки; в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не всегда умеет пользоваться изученными движениями. «2» - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными упражнениями. 4.12.2. Оценивание обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Итоговая отметка по физической культуре у обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно- оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкость их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры. 4.13. Оценивание результатов обучения по технологии 4.13.1. Оценивание теоретических знаний (учитывается использование технического языка», правильное применение и произношение терминов). «5» - учащийся полностью усвоил учебный материал; - умеет изложить его своими словами; -самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; -правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. «4» - учащийся в основном усвоил учебный материал; - допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; - подтверждает ответ конкретными примерами; - правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. «3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала; - допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; - затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; - слабо отвечает на дополнительные вопросы. «2» - учащийся почти не усвоил учебный материал; - не может изложить его своими словами; - не может подтвердить ответ конкретными примерами; - не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя. 4.13.2. Оценивание выполнения обучаемыми практических работ (учитываются результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени). «5» - учащийся тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; - правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; - изделие изготовлено с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности. «4» -учащимся допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - в основном правильно выполняются приемы труда; - работа выполнялась самостоятельно; - норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %; - изделие изготовлено с незначительными отклонениями; - полностью соблюдались правила техники безопасности. «3» - имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - отдельные приемы труда выполнялись неправильно; - самостоятельность в работе была низкой; - норма времени недовыполнена на 15-20 %; - изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; - не полностью соблюдались правила техники безопасности. «2» -имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - неправильно выполнялись многие приемы труда; - самостоятельность в работе почти отсутствовала; - норма времени недовыполнена на 20-30 %; - изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; - не соблюдались многие правила техники безопасности. 4.13.3. Оценивание выполнения графических заданий и лабораторных работ «5» - учащийся творчески планируется выполнение работы; - самостоятельно и полностью используются знания программного материала; - правильно и аккуратно выполняется задание; - умело используются справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства. «4» -· учащийся правильно планируется выполнение работы; - самостоятельно используется знания программного материала; - в основном правильно и аккуратно выполняется задание; - используются справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства. «3» - учащимся допускаются ошибки при планировании выполнения работы; - не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; - допускаются ошибки и неаккуратно выполняются задания; - затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства. «2» - учащийся не может правильно спланировать выполнение работы; - не может использовать знания программного материала; - допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; - не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства. 4.14. Оценивание результатов обучения по изобразительному искусству «5» - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; - верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; - умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. «4» - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; - гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; - умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. «3» - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; · допускает неточность в изображении изученного материала. «2» -учащийся допускает грубые ошибки в ответе; · не справляется с поставленной целью урока. 4.15. Оценивание результатов обучения по основам безопасности жизнедеятельности «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов. «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. 5. Система оценивания планируемых результатов начального общего образования в соответствии с ФГОС общего образования 5.1. Система оценки — сложна и многофункциональна, включает текущую и итоговую оценку результатов деятельности обучающихся. Предлагаемая система оценки включает в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе. Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Внутренняя оценка — это оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, школьным психологом, администрацией и т.д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки обучающихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках обучающихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения. 5.2. Особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Это позволяет поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития. 5.3. Оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов образования Стандарт устанавливает три основные группы результатов — личностные, метапредметные и предметные. 5.3.1. Оценка личностных результатов Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой. В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, эффективность воспитательно- образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов. 5.3.2. Оценка метапредметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией». Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. 5.3.3. Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе не персонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности выпускников. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. (Как уже отмечалось, содержание заданий для итоговой оценки достижения предметных результатов курса строится вокруг изучаемого опорного учебного материала, представленного в разделе «Выпускник научится»). Оценка достижения этих предметных результатов, ведется, как правило, в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В ряде случаев их достижение может проверяться также в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксироваться в накопительной системе оценки (например, в форме портфолио) и учитываться при определении итоговой оценки. 6. Заключительные положения Наряду с разработанными критериями оценивания учитель использует критерии оценивания, разработанные авторами контрольно-измерительных материалов, применяемых для оценивания знаний учащихся.